Группа «КАПЕЛЬКИ» Детский сад «Айболит» c. Плеханово

Развитие сенсорных способностей.

 Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста 

Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о свойствах предметов и различных явлениях окружающего мира. 

Сенсорные эталоны — это общепринятые образцы внешних свойств предметов. В качестве сенсорных эталонов цвета выступают семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности, в качестве эталонов формы — геометрические фигуры, в качестве эталонов величины — метрическая система мер (в повседневной жизни величина часто определяется на глаз способом сравнения одного объекта с другим, то есть это свойство является относительным). 

Сенсорное воспитание – это развитие восприятия ребенком и формирование его представления о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познания. 

Значение сенсорного воспитания 

Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно: 

-Является основой для интеллектуального развития; 

-Упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром; 

-Развивает наблюдательность; 

-Готовит к реальной жизни; 

-Позитивно влияет на эстетическое чувство; 

-Является основой для развития воображения; 

-Развивает внимание; 

-Дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности; 

-Обеспечивает усвоение сенсорных эталонов; 

-Обеспечивает освоение навыков учебной деятельности; 

-Влияет на расширение словарного запаса ребенка; 

-Влияет на развитие зрительной, моторной, образной и др. видов памяти. 

Сенсорное развитие ребенка является залогом его успешного осуществления разных видов деятельности, формирования различных способностей. Поэтому сенсорное воспитание должно планомерно и систематически включаться во все моменты жизни малыша. 

1. Учите детей рассматривать предметы. Обхватывать их обеими руками, обводить пальцем то одной, то другой руки. 

2. В течение дня многократно называйте детям различные свойства предметов, с которыми они манипулируют (цвет, форму, размер, материал). 

3. Знакомство с предметом должно осуществляться с интересом, вызывая у детей положительные эмоции. 

4. Процесс рассматривания предметов необходимо сопровождать словом. Дети запоминают обозначения качеств предметов совместно с их восприятием. 

5. Необходимо поощрять проявление у детей самостоятельности и стремление поделиться своими впечатлениями. 

6. Чаще задавайте ребенку вопросы. 

7. Учите детей действовать в определенной последовательности. 

8. В процесс восприятия необходимо включать движения обеих рук (провести рукой по контуру, обрисовать его). 

9. Закреплять полученные при обследовании знания в исполнительской деятельности (рисовании, лепке, аппликации, конструировании). 

10. Обогащайте и насыщайте предметный мир ребенка, разнообразьте мир вещей, которые малыш сможет потрогать, обследовать. 

11. Учите детей вслушиваться в различные звуки – это обогащает слуховые впечатления. 

В результате систематической работы по сенсорному воспитанию детей раннего возраста у них оказывается сформированными умения и навыки, свидетельствующие о соответствующем уровне развития восприятия: 

1. Дети успешно выделяют и учитывают цвет, форму, величину, фактуру и другие признаки предметов и явлений при выполнении ряда практических действий. 

2. Группируют в соответствии с 

образцом предметы по цвету, форме, величине и другим свойствам при выборе из четырёх разновидностей. 

3. Соотносят разнородные предметы по цвету, форме, величине, фактуре при выборе из четырёх разновидностей (либо четыре разновидности цвета, формы и т.п.). 

4. Обозначают различные предметы в соответствии с их характерными сенсорными признаками: лес, море, солнце, листья, огоньки и т.п. 

5. Активно используют «опредмеченные» слова-названия для обозначения формы (кирпич, мяч, шар), цвета (трава, апельсин, помидор и др.). 

6. Отбирают предметы необходимой формы или цвета для развития самостоятельной сюжетной игры (грузят на машину бруски - «кирпичики» или кубики определённого цвета, подбирают детали нарядов для кукол в соответствии с цветом их одежды). 

Библиотека родителя 

1. Э.Г. Пилюгина «Сенсорные способности малыша»; 

2. Е.А. Янушко «Сенсорное развитие детей раннего возраста (1-3 года)»; 

3. Л.А. Венгер «Воспитание сенсорной культуры ребенка»; 

4. Т. И. Лиханова, С. А. Присяжнюк, И. В. Петрова «Сенсорное развитие детей раннего и дошкольного возраста. Методическое пособие»; 

5. Айрес Энн Джин «Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития». 

4 октября 2022 в 09:25

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.