Группа «КАПЕЛЬКИ» Детский сад «Айболит» c. Плеханово

Сенсорное развитие.

Консультация для родителей «Сенсорное развитие. Использование «сенсорных коробок» для детей младшего дошкольного возраста» 

Сенсорное развитие – это процесс формирования определенных представлений о свойствах предметов: их размере, форме, цвете, положении в пространстве, вкусах, запахах и т.д. 

Сенсорное развитие обеспечивает развитие и обогащение чувственного опыта ребенка, формирует его представления о свойствах и качествах предметов. Сенсорное развитие – это целенаправленное развитие ощущений и восприятий. Познание окружающего мира начинается с ощущений, с воприятия. 

Сенсорное развитие – с одной стороны, является фундаментом для общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет совершенно самостоятельное значение, как способ развития у детей ощущений, восприятий и представлений. Младший дошкольный возраст, как и ранний, – это период активного экспериментирования ребенка с предметным миром. Вещи, игрушки, животные, растения, вода, песок и многое другое, окружающее ребенка, вызывает исследовательский интерес. Именно этот возраст является наиболее благоприятным для накопления и систематизации представлений об окружающем мире и совершенствования деятельности органов чувств. В этом возрасте у детей складываются элементарные представления о таких свойствах предметов, как форма, величина, цвет, формируется способность соотносить, сравнивать их: дети охотно выполняют действия по образцу, предлагаемому взрослым. 

Поэтому очень важно предоставить ребенку весь спектр впечатлений, благодаря которым его психофизическое развитие будет происходить интенсивнее, и поможет тренировать способности его органов чувств, а также совершенствовать их в дальнейшем. 

Сенсорные ощущения классифицируются на: 

- визуальные; 

- осязательные; 

- обонятельные; 

- слуховые; 

- вкусовые. 

Именно в соответствии с ними у ребенка формируются понятия о: 

- размере; 

- форме; 

- цвете; 

- звуках; 

- вкусе; 

- запахе. 

Насильно заставлять ребенка развиваться, конечно, нельзя. Все занятия необходимо проводить в максимально доступной для его понимания форме – форме игры. Задача родителей и педагогов – создать для ребенка среду, в которой он сможет получать как можно больше самых разных ощущений, в которой его пальчики будут активно работать. 

В этом деле «сенсорная коробка» – незаменимый помощник. Здесь ребенок может трогать, пересыпать, переливать, мять, прятать и отыскивать предметы. Игры в «сенсорной коробке» развивают мелкую моторику, внимание, усидчивость, координацию движений. И что важно – такую бесценную игрушку можно легко сделать своими руками практически без специальных материальных затрат. 

«Сенсорная коробка» – это емкость, наполненная всякого рода тактильным материалом. В коробку (контейнер) с крупой (или другим тактильным содержимым) добавляем игрушки, разные мелкие фигурки, предметы, и играем. Крупа – прекрасное наполнение для «сенсорной коробки». Подойдет любая крупа, имеющаяся в доме. Для таких игр лучше выделить специальное место (чтобы крупа не валялась по всему дому). 

Удивительная, яркая коробочка с интересным содержимым призвана развивать и обогащать чувственный опыт вашего ребенка. Варианты игр: 

Пересыпать крупу из одной емкости в другую с помощью небольшой кружки; перекладывать с помощью ложки. 

Искать в крупе клад – мелкие игрушки. 

Искать в крупе мелкие игрушки, орехи с помощью ситечка. 

Сортировать мелкие предметы по цвету, форме, размеру. 

Организовать пространство для сюжетной игры (используя мелкие игрушки, конструктор и т.д.) 

Такие игры не только отличное развивающее занятие для детей. Они оказывают еще и успокоительный эффект. 

Какие же задачи решают игры с «сенсорной коробкой»? 

Сенсорное познание предметов и веществ; 

Развитие мелкой моторики; 

Развитие чувственного восприятия; 

Развитие фантазии и воображения; 

Медитативный и успокоительный эффект; 

Замечательный способ времяпрепровождения. 

Примеры «сенсорных коробок»: 

«Море». Наполнение: рис, окрашенный в голубой цвет; разнообразные ракушки, морские звезды, «сокровища» (спрятанные в крупе синие кристаллы). 

«Сортировка». Наполнение: окрашенный рис, кристаллы четырех цветов: (красный, синий, желтый, зеленый). Стаканчики соответствующих цветов. Задание: необходимо сложить кристаллы в стаканчик соответствующего цвета.  

«Репка». Наполнение: рис, окрашенный в зеленый цвет, фигурки героев сказки «Репка». 

 179eaf8215b116733106be954a9eeecb.jpg

1c20b1f3f3dcf810a1babc8a59c1e963.jpg

5664b5f17be7f0ad18602e9b6280eac6.jpg

4 октября 2022 в 09:32

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.